У езидов особо трагичный и
загадочный путь. На нашу долю выпало много трудностей: гонения, истребление,
вытеснение из родных земель. Будучи немногочисленным народом, нам было нелегко
отстоять свою правду и не подвергаться ассимиляции. Если говорить о настоящем
времени, то можно отметить подъем национального самосознания езидов. Что такое
национальное самосознание и в чем оно выражается?
Национальное самосознание –
это важный фактор, определяющий народ как общность, а личность как члена этой
общности. Можно говорить, что ты езид, русский или еврей, но если ты не чтишь
традиции и не считаешь себя причастным к истории того или иного народа, то твои
слова лишь пустой звук. Личность, считая себя неотделимой частицей народа,
осознает историю своего народа, общественно-национальные ценности, такие как
письменность, язык, достижения в духовной культуре, национальный менталитет,
ценит вклад народа в мировую сокровищницу культуры, разделяет успехи своего
народа и способствует ее развитию.
Любой человек, осознающий
себя по национальности езидом должен знать историю своего народа, язык и
культуру, должен жить, придерживаясь законов кастово-теократического устройства
езидской общины. Также нужно понимать, что езиды — это этноконфессиональный
народ, и поэтому с принятием другой религии, человек и по национальности
перестает быть езидом. Многие говорят, что это необоснованно с научной точки
зрения. Но история езидов неразрывно связана с религией – езидизмом
(Шарфадином), а весь уклад жизни и даже культура во многом имеют прямое
отношение к религии. Если езид отказывается от своей религии, то он
отказывается от своей истории. А история невозможна без памяти. Историческая
память – великий источник национальной общности и национальной ответственности.
Чтить предков, помнить об
уроках прошлого, вести летопись хороших дел, чувствовать себя ответственным
перед будущими поколениями — это важные функции исторической памяти, помогающей
сплачивать национальную общность. Неужели современным езидам все равно как в
прошлом погибали наши предки за свою религию, как храбро, а порой, ценою
собственных жизней они оберегали древнейшую культуру?
Важно понимать, благодаря национальному
самосознанию человек остро чувствует интересы родного народа, сопоставляет их с
интересами других народов. Для езидов сейчас актуальнее всего не подвергаться
ассимиляции. У каждого из нас есть возможность препятствовать этому процессу
путем сохранения национальных традиций, языка и религии. Осознание национальных
интересов может побудить личность к такой деятельности, в процессе которой эти
интересы реализуются. Все те люди, кто неравнодушен к будущему своего народа,
настоящие патриоты. Общественные деятели, представители науки и культуры,
делающие что-то для своего народа, достойны уважения. Человека, желающего
сделать для своего этноса хоть самое малое, ведет любовь к своему народу, и
только положительный эффект от его стараний приносит ему удовлетворение.
Философ Б.Н.Булгаков заметил,
что дабы познать себя в национальном смысле, не нужно заглядывать себе за
пазуху или рассматривать себя в лупу, но следует изучать национальное
творчество. И действительно, неразумно определять свою национальность, ссылаясь
на научные источники, которые о езидах написаны далеко не научно, так как не
подтверждены неопровержимыми фактами. Есть такое понятие, как коллективная
память. Это то, что передается из поколения в поколение. Эта истина, не
поддающаяся сомнению.
Один из наиболее осязаемых результатов
исторического пути — национальная культура: сказки, легенды, исторические
повествования, песни, танцы, музыка, храмовые постройки, домашняя утварь; это
народный эпос. Это творчество писателей, в том числе современных, где находят
свое отражение национальный колорит, национальные легенды. Если говорить о
храмовых постройках, то езидский храм Лалеш не имеет аналогов в мире, это
уникальный памятник архитектуры. Езидская культура своеобразная, требует
правильной интерпретации.
Езидам важно сохранить свою
особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей
культуры и религии, сохранить и обогатить свой язык. Мы, как когда-то поступали
наши предки, не можем сохранить свою национальную идентичность путем изоляции.
Сейчас другие времена. В наших силах быть носителями своей культуры и обладать
всеми чертами, отличающими езидов от других народов. Мы – единственные носители
древнейшего вероучения – езидизма. Каждый из нас в ответе за будущее. Своему
народу не пригодишься — другим и подавно не нужен.
Екатерина Амеян
18 ноября 2013 год
Комментариев нет:
Отправить комментарий