К этой
теме так и напрашивается название поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Только у нас чуть другая история. Езиды живут не
только в России, но и во многих других
странах. Мы немногочисленный народ, а умудрились расселиться по всей планете. Когда-то наши
предки из-за гонений со стороны
мусульман покинули земли, принадлежащие нам испокон веков, и
добрались до Армении и Грузии. Нам не
забыть печальные события тех лет, когда
проливалась кровь наших дедов. А с распадом СССР мир перевернулся с ног
на голову. Многие езиды в поисках лучшей
жизни из-за тяжелых социально-
экономических условий покинули Грузию и Армению. И мало кто, наверное, задумывался, как это отразится на будущих
поколениях езидов.
Малочисленному
этносу труднее сохранять свою культуру и традиции, тем более, если его представители расселены среди
людей других национальностей. В любом государстве доминирующая нация оказывает
сильное влияние на малые народы. Печально для нас, но такова действительность
современного миропорядка.
Езидов по
территории расселения можно разделить на четыре группы: езиды восточных стран
(Ирак, Турция, Сирия), езиды Кавказа, езиды России и езиды Европы.
Безусловно,
езиды Ирака, проживающие на исторической родине, являются сердцем и будущим
всего езидского народа. Вопреки постоянному давлению со стороны мусульманского
населения, им удается сохранить свои традиции и оставаться верными езидизму.
Политические игры, разворачивающиеся в этом регионе, чаще всего направлены
против езидского населения с целью разрушения национального самосознания.
Езиды
Ирака – самая уязвимая часть нашего народа. Им ценою собственных жизней
приходится отстаивать религию предков.
Езиды
Кавказа представлены жителями Армении и Грузии. Как неудивительно, эти страны с
христианским населением стали для езидов второй родиной. Езидская община
Армении по численности больше, чем община Грузии, многие представители которой
тоже выходцы из Армении.
Езидам
проще жить в соседстве с армянами, чем с кем бы то ни было. Тому подтверждение
– история. У езидов и армян много общего: от героев до мировоззрения. Во многом
мирному межнациональному диалогу способствует схожесть менталитета двух
народов.
Казалось
бы, езиды в Армении и Грузии – хранители наших традиций, и ничего пагубного в
этих общинах не может происходить. Но, к сожалению, есть проблемы, которые
носят массовый характер. Во-первых, христианизация езидского населения. Этот
процесс в Армении и в Грузии происходит в равной степени. В Армении в
Апаранском районе в селениях Джарджарис и Пошт много езидов под воздействием
европейских миссионеров перешли в пятидесятники. По мнению этих людей, разумно оставить древнюю религию предков и
перейти в непонятное религиозное течение, представители которой им помогают
материально. В селениях Эчмиадзинского, Аштаракского и Армавирского районов
езиды также переходят в христианство, конечно же под воздействием материально
сильных религиозных организаций.
Второй
проблемой является замещение езидского самосознания курдским, вследствие чего
все езидское теряет свою значимость. Этот процесс начался еще в первой половине
двадцатого века.
Помимо
пагубных явлений в езидских общинах Грузии и Армении есть и положительные
моменты. Наши организации в этих странах ведут активную работу по сохранению и
изучению езидизма, нашей истории и продвижению культуры. Езидская молодежь
принимает участие во многих мероприятиях и достойно представляет свой народ.
Россия и
Европа. Русские или европейцы? Кто-то уже свой выбор сделал. Но с кем же езидам
жить ущербнее?
В России
проще, чем в Европе. Эта страна нам ближе по духу. Езиды Кавказа – бывшие
граждане СССР, жители великой державы, в которой господствовал единый народный
дух. Все изучали русский язык и литературу. У всех республик, входящих в состав
СССР, есть определенный период общей истории. Наши деды отдали жизни за русскую
землю.
Но в
России в езидской общине те же проблемы, что и в Армении и Грузии. Многие
оставляют езидизм, перестают жить по национальным традициям.
Немного
печальнее история европейских езидов. Народы Европы чужды нам по менталитету,
образу жизни и культуре. А когда между двумя народами есть сильные различия,
доминирующий по численности оказывает влияние на другой.
Еще один
большой минус для езидов – национальная политика европейских стран. Допустим, в
Германии иностранец с приобретением гражданства получает паспорт, в котором в
графе национальность пишется немец. Во многих странах Европы под
национальностью подразумевается гражданство (подданство). И, если смотреть
далеко в будущее, то потомки иностранцев, утратившие национальные особенности,
вполне могут стать немцами. А получить гражданство тоже далеко не просто.
В эпоху
глобализации происходит интенсивный взаимообмен культурными ценностями. С одной
стороны, это приводит к популяризации отдельных элементов национальных культур
по всему миру. С другой – международные культурные явления вытесняют
национальные. Хотелось бы, чтобы мы хотя бы сохранили свою культуру и в наших
силах в эпоху информации, открывающей массу возможностей, заявить о себе.
Инициатива в руках общественных деятелей нашего народа.
Замечательно
писал о народе В.Белинский: «Народ – почва, хранящая жизненные соки всякого
развития; личность – цвет и плод этой почвы. Развитие всегда и везде
совершалось через личности, и потому-то история всякого рода так похожа на ряд
биографий нескольких лиц. Народ – вечно ребенок, всегда несовершеннолетен. Это
– море, величественное и в тишине и в буре, но никогда не зависящее от самого
себя, никогда не управляющее само собою: ветер его повелитель…». Истина в том,
что история пишется выдающимися личностями, но не всегда соответствует воле и
правде народа.
Езиды –
уникальный народ, способный адаптироваться в любом обществе, но при этом
сохраняет свои традиции и культуру. Наше сообщество Эздихан держится невидимыми
связями, исходящими из нашего образа жизни и кастово-теократического
устройства.
Любой
этнос будет существовать до тех пор, пока жив его язык и сохранена культура. А
для езидов особенно важно остаться приверженцами езидизма, древнейшей религии.
И все же
где езидам жить хорошо? Однозначно, там, где нас много и в семье, в которой
отец-езид, мать-езидка, исповедуют езидизм (Шарфадин), разговаривают на родном
языке и воспитывают детей в национальном духе. Формирование личности во многом
зависит от того, в какой семье человек живет и какие ценности и убеждения у
окружающих людей. А ущемляют наши права в той или иной степени в каждой стране.
Такова судьба всех малых народов и реальность существующего миропорядка, где
алчность всему повелитель.
Екатерина
Амеян
октябрь
2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий